Особенности восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Методы восстановления речи после инсульта и прогноз лечебных мероприятий

Как восстановить у взрослого способность говорить после ее потери?

Какое время займет период, за который восстанавливается речевая функция, зависит от того, как сильно был поражён головной мозг. Поэтому у некоторых больных способность говорить восстанавливается достаточно быстро (в течение нескольких недель или месяцев), тогда как у других занимает годы, и спрогнозировать, через сколько это произойдет, трудно.

Для восстановления больных, перенесших инсульт, применяются следующие виды реабилитации:

  • Медикаментозная терапия.
  • Занятия с логопедом.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Оперативное вмешательство.

Лекарства

Во время реабилитации после инсульта врач назначает больному несколько групп препаратов, способствующих уменьшению побочных эффектов, улучшению состояния и помогающих больному быстрее вернуться к привычному образу жизни:

  • Миорелаксанты.
  • Антидепрессанты.
  • Антиконвульсанты.
  • Антиагреганты.
Миорелаксанты

На заметку. На третий месяц после инсульта у больного может появиться мышечный гипертонус, который сильно тормозит процесс реабилитации.

Тогда и назначаются миорелаксанты, способные снизить излишний тонус мускулатуры. Лучшие миорелаксанты при инсульте:

  • Сирдалуд (стоимость в Москве от 227, в Санкт-Петербурге от 176.).
  • Тизалуд (стоимость в Москве от 160, в Санкт-Петербурге от 125 р.).
Препараты серии антидепрессантов

Почти 80% больных после наступления инсульта страдают от депрессивного состояния, которое замедляет процесс восстановления. В этом случае назначаются антидепрессанты. Лучшие антидепрессанты при инсульте:

  • Нортриптилин (стоимость в Москве от 990, в Санкт-Петербурге от 1.000 р.).
  • Паксил (стоимость в Москве от 650, в Санкт-Петербурге от 660 р.).
Антиконвульсанты

При появлении судорог назначаются антиконвульсанты, но принимать их стоит с осторожностью, так как эта группа препаратов может вызывать побочные эффекты. Лучшие антиконвульсанты при инсульте:

  • Финлепсин (стоимость в Москве от 215, в Санкт-Петербурге от 193 р.).
  • Конвулекс (стоимость в Москве от 116, в Санкт-Петербурге от 135 р.).
Антиагреганты

Если после инсульта кровь больного стала более вязкой, это тормозит восстановление тканей мозга. В этом случае требуется помощь антиагрегантов, которые предотвращают появления тромбов. Лучшие антиагреганты при инсульте:

  • Реополиглюкин (стоимость в Москве от 102, в Санкт-Петербурге от 110 р.).
  • Клопидогрел (стоимость в Москве от 226, в Санкт-Петербурге от 205 р.).

Важно! Любые лекарства должен назначать только лечащий врач. Не занимайтесь самоназначением препаратов, иначе это может только ухудшить состояние больного.

Само по себе медикаментозное лечение не даёт особых результатов, но способствует прогрессу восстановления при использовании других видов терапии, таких как занятия с логопедом и физиотерапия.

Занятия с логопедом

На первом занятии логопед составляет план для каждого больного индивидуально. Обязательным является выполнение следующих упражнений:

  • Чтение скороговорок.
  • Рисование.
  • Мимический и логопедический массаж.

При тщательном выполнении всех рекомендаций специалиста около 20-30% больных со средними и тяжелыми нарушениями речевого аппарата начинают нормально говорить к моменту выписки из больницы. Занятия могут проводиться и на дому. Программу упражнений необходимо совмещать с приёмом лекарственных препаратов, физиотерапией и другими видами реабилитации.

Физиотерапия

Этот вид реабилитации стимулирует восстановление мышц и помогает добиваться лучшего эффекта от занятий с логопедом и от приёма лекарственных препаратов.

  • Магнитотерапия. Эта процедура стимулирует все процессы в мозге, а также улучшает работу эндокринной и нервной системы. Довольно болезненный метод, но при этом считается одним из самых эффективных. Состояние больного улучшается через 2-3 недели.
  • Дорсанваль. Назначается при плохом кровоснабжении мозга и конечностей. После целого курса процедур, а это не менее 5-7 сеансов, которые проходят в течение 2-3 недель, состояние больного значительно улучшается.

Массаж

Лечебный массаж при инсульте значительно улучшает кровоснабжение поражённых тканей, что усиливает приток к ним кислорода и прочих питательных веществ. Кроме этого, массаж помогает снять мышечное и психологическое напряжение. Курс лечебного массаж обычно состоит из 10 сеансов, но для каждого больного может быть скорректирован индивидуально.

Обратите внимание! Курс массажа может проводить только квалифицированный специалист с медицинским образованием.

Оперативное вмешательство

К такому методу, как операция, прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не улучшают состояние больного и не могут восстановить речь, которая пропала. Для восстановления речи проводят нейрохирургическую операцию, которая формирует дополнительные соединение между здоровым тканями и сосудами в речевой области мозга, не затрагивая поврежденные участки.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая. Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая. В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная. Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная. Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная. Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

Читайте также:
Алгоритм оказания первой помощи при инсульте до приезда скорой

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

Вот обычные рекомендации врачей родственникам пациента:

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Комплекс занятий после перенесенного кризиса

Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.

Комплекс специальных занятий поможет не только вернуть утраченные навыки, но и улучшить здоровому человеку свои ораторские способности, дикцию.

На тренировках рекомендуется придерживаться рекомендаций логопеда, которые включают:

  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Логопедические упражнения после инсульта

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Чтобы речь восстановилась полностью (насколько это возможно) необходимо подходить к выполнению рекомендаций логопеда, лечащего врача со всей ответственностью. Во время занятий в комнате должны быть полная тишина.

Другие методики лечебно-профилактического воздействия

Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.

Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.

Проблемы с речью после кровоизлияния в головной мозг могут заключаться не только в непосредственном повреждении центров, но и в параличе мимических мышечных тканей. В результате артикуляционная мускулатура перестает выполнять свою работу, а терапия и реабилитация осуществляется, как и при нарушениях координации.

Иглорефлексотерапию – используется для восстановления речевой функции

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Читайте также:
Признаки предынсультного состояния у женщин

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Упражнения по восстановлению речи после инсульта в домашних условиях

Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.

Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.

Виды афазии

Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.

  • Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
  • Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
  • Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
  • Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
  • Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.

В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.

Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью. Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает. Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.

Общие рекомендации

Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:

  • постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
  • поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
  • как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
  • включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
  • запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.

Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения. Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось. В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.

Способы возвращения речи после инсульта

Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:

  • фармакологическое лечение;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.
Читайте также:
Как не пропустить первые признаки инсульта, предвестники ОНМК

Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.

Медикаментозная терапия

В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:

  • ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
  • гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
  • кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
  • диуретики для снятия отеков мозга.

В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.

Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.

Массаж

Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:

  • нарушение жевательной функции;
  • слюнотечение;
  • обвисание щеки, уголка рта.

Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.

Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.

Занятия с логопедом

Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:

  • задания надо выполнять от простых к более сложным;
  • необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
  • важно избегать переутомления;
  • частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.

Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.

Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:

  • фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
  • семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
  • наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
  • творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.

Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.

Гимнастика

Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:

  • выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
  • слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
  • улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
  • свернуть язык в трубочку;
  • почмокать губами;
  • облизать губы, провести языком по небу;
  • медленно надувать и сдувать щеки.

Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.

Артикуляционные упражнения

Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.

Упражнения для языка:

  • высунуть язык, подержать несколько секунд;
  • высунуть язык, поднять к носу, подержать;
  • высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
  • водить кончиком языка по небу вперед-назад;
  • цокать языком;
  • прикусывать расслабленный язык;
  • облизывать губы справа налево и слева направо.

Упражнения для губ:

  • сложить губы трубочкой и вытянуть;
  • улыбнуться, не разжимая губ;
  • поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
  • надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
  • подуть сквозь расслабленные губы;
  • оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
  • чередование приподнятых и опущенных уголков губ.

Упражнения для голоса:

  • произносить поочередно гласные на выдохе;
  • артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
  • произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
  • произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.

Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.

Упражнения для мимики:

  • поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
  • широко открывать, потом расслаблять рот;
  • надувать-сдувать щеки;
  • складывать губы как для поцелуя;
  • вытягивать язык в разные стороны;
  • двигать челюстью вправо, влево, по кругу.

Другие способы вернуть речь после инсульта

Помимо традиционных методик хорошо зарекомендовали себя альтернативные способы, способствующие восстановлению речи, потерянной при геморрагическом или ишемическом инсульте.

Физиотерапия

Стимуляция мимических мышц, голосовых связок электрическими импульсами в комплексе с массажем может применяться при моторном типе афазии, чтобы способствовать восстановлению нормальной дикции.

Иглорефлексотерапия

Процедура так же назначается для коррекции моторной афазии при инсульте. Используется при восстановлении тонуса группы мышц, отвечающих за артикуляцию.

Лечение стволовыми клетками

Процедура пересадки стволовых клеток эффективно справляется с восстановлением речи после любых инсультов. Терапия проводится в амбулаторных условиях дважды с разницей в три месяца. Стволовые клетки регенерируют сосуды, устраняют бляшки, тромбы, позволяют строить новые клетки.

Функциональное биоуправление

Эта методика по восстановлению речевых функций предполагает визуальный контроль над речью, речевой мускулатурой. Если при инсульте возникло расстройство восприятия, применение метода не рекомендуется.

Хирургическое вмешательство

После проведения реваскуляризации улучшается кровоснабжение головного мозга, улучшается состояние нервных клеток. В случае неэффективности операции при серьезном инсульте назначается экстра-интракраниальный сосудистый микроанастомоз.

Музыкотерапия

В отдельных случаях повреждения мозга при инсульте таковы, что больной не может говорить, произносить отдельных слов, но у него получается петь. Тогда все занятия по восстановлению утраченной в ходе нарушения мозгового кровообращения речи следует проводить в форме песни.

Народные способы

При отсутствии противопоказаний от лечащего врача и невролога, для активации речевых способностей больного можно применять отвары, настои трав и растений:

  • калины,
  • земляники,
  • шиповника,
  • можжевельника,
  • сосновых шишек,
  • чабреца,
  • подорожника,
  • зверобоя,
  • шалфея,
  • календулы.
Читайте также:
Рекомендации по уходу за больным после инсульта в домашних условиях

Их можно заваривать отдельно или в виде комплексных чаев, например, из земляники, очанки, скорлупы грецкого ореха. Или шиповника, репешка, календулы.

Особенно рекомендуется отвар шалфея: по четыре глотка до пяти раз в сутки.

Прогнозы по возвращению речевых навыков

На ход реабилитации возможности говорить у инсультника влияет много факторов, поэтому однозначный прогноз дать невозможно. Результаты зависят от соблюдения указаний логопеда, настроя больного и его близких, обстановки вокруг пациента. Если адекватное лечение не проводилось, прогноз восстановления – примерно 15 процентов.

Также реабилитация зависит от тяжести перенесенного инсульта:

  • при тяжелой форме и соблюдении всех назначений вероятность полного возврата возможности возрастает до 55 процентов;
  • при средней тяжести – до 75 процентов;
  • при легком степени – до 90 процентов.

Еще один фактор, влияющий на успех, – тип афазии.

При моторной афазии прогноз наиболее благоприятен. При своевременно начатом лечении возможность разговаривать возвращается в полной мере в течение полугода. У людей пожилого возраста возможно сохранение незначительных нарушений: шепелявость, нечеткость в произношении некоторых звуков. Это связано с возрастным замедлением метаболизма, невозможностью полного «оживления» мимики.

Если состояние больного тяжелое, он не узнает родных, не ориентируется в пространстве, у него выявлена тотальная афазия, то проведение логопедических занятий становится невозможным. В этом случае потеря навыков общения может стать необратимой.

Амнестический и сенсорный типы афазии требуют долгой, непрерывной работы. Человека учат заново узнавать слова, предметы. Идет работа над артикуляцией. Вряд ли удастся вернуть речевые навыки в полном объеме: обычно словарный запас оказывается ограниченным, а способность к обучению существенно снижена.

Семантическая афазия вызывается поражением мозговых структур. Поэтому возможно лишь улучшить дикцию инсультника, но общаться он сможет только простыми фразами.

Где лучше проходить реабилитацию

Первые мероприятия по восстановлению способности говорить у перенесшего нарушение мозгового кровообращения человека проводятся еще в стационаре. Но, как правило, врач лишь намечает программу лечения. Дальнейшая реабилитация проводится в домашних условиях.

В первое время потребуется помощь логопеда, который выработает программу по работе с речью для больного. Нельзя руководствоваться исключительно общими рекомендациями: только по типу проблем с речью, степени тяжести состояния, его особенностей можно назначить подходящую логопедическую методику. Продолжать работу с ней родственники смогут уже самостоятельно, периодически посещая врача для корректировки программы.

Восстановить речь после инсульта

В результате острого нарушения кровообращения у пациента возникает поражение разных областей мозга. В соответствии с объемом и поврежденной структурой, развиваются проблемы с функционированием организма. В большинстве случаев затрагивается речевой центр, что сопровождается полной или частичной утратой речи после перенесенного инсульта. Такие последствия возможны при разных видах инсульта: геморрагическом, когда к головному мозгу поступает кровь в избытке и ишемическом, когда недостаточное кровоснабжение.

По смертности в мире инсульт занимает третье место. В 25% клинических случаев у пациентов развивается нетрудоспособность, больше 60% становятся инвалидами. Ухудшение артикуляции – главный признак, по которому удается обнаружить сосудистый разрыв. Если у человека был инсульт, велика вероятность следующих последствий:

путаница в словах (расстановка в хаотичном порядке);

сложность четко произносить некоторые звуки;

сложность восстановить в памяти названия некоторых предметов;

сложность понимания обратившихся к нему речи;

утрата способности выражать свои мысли.

Нарушение речи сохраняется долговременно, однако поддается корректировке благодаря специальным упражнениям и лекарственной терапии. Рассмотрим подробнее, как восстановить речь после инсульта.

Признаки и причины, по которым нарушается речевая функция

Афазия – нарушение акта речи, которое диагностируют у пациента, если он не может произносить внятно слова, испытывает сложности с чтением или с восприятием обращенной речи. Такие признаки появляются на фоне нарушения питания нейронов.

В соответствии с тяжестью поражения, после проведения диагностики, удается спрогнозировать, как быстро у человека нормализуется речевая функция. Скорость восстановления речи зависит от ряда критериев, среди которых: область поражения, поддержка близких, быстрота проведения лечения, качество реабилитации.

Пациенты и их родственники часто задаются вопросом, восстановится ли речь после инсульта левой стороны. Подход к терапии должен быть комплексным. В составлении схемы терапии принимают участие сразу несколько специалистов: врачи-неврологи, логопеды и реабилитологи. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальный план, что положительно сказывается на динамике восстановления после инсульта.

Какие бывают виды речевых расстройств при инсульте

Когда в головном мозге происходит разрыв сосуда, в первую очередь нарушаются речевые функции. При кровоизлиянии появляются различные нарушения (сложности в понимании собственной речи, невозможность формирования слов). Помимо афазии, бывают и другие виды расстройств – дизартрия и диспраксия.

Особенности афазии

Она характеризуется ухудшением речевых функций на фоне повреждения в мозгу речевых центров. Подразделяется на полную (когда речь отсутствует совсем) и частичной. Также, выделяют 6 форм, среди которых:

  1. Моторная. Она бывает афферентной и эфферентной. При афферентной у человека возникают трудности с удержанием артикуляционной позы. У многих отсутствует инстинктивная речь. При эфферентной появляются сложности с усвоением и воспроизведением двигательной программы. Для речи характерна перестановка звуков и слогов.
  2. Сенсорная. При такой форме затрагивается центр Вернике, локализующийся в височной доле. В результате человек утрачивает способность понимать речь, но разговорная функция сохраняется. Иногда ухудшается зрительная функция.
  3. Динамическая. Она характеризуется затруднением или полным отсутствием возможности активного высказывания. Человек не в состоянии произносить длинные предложения, испытывает большие трудности с построением фраз. Во время разговора преобладают речевые шаблоны.
  4. Акустико-мнестическая. Основное клиническое проявление – сложности с удержанием в памяти недавно полученной информации. Есть пациенты, которые не могут повторить за логопедом фразу из нескольких слов. Им сложно назвать окружающие предметы, поскольку они просто не помнят их названия.
  5. Семантическая. Пациенты не воспринимают сложные речевые формулировки. У многих появляются трудности с решением задач, которые содержат непростые синтаксические структуры. Читают пациенты с такой формой очень медленно.
  6. Тотальная. Это самая тяжелая форма, которую отличает полное отсутствие речи (из-за поражения многих речевых участков мозга). Большинство пациентов даже не узнают самых близких родственников. Такая форма требует продолжительного восстановления.
Читайте также:
Как помочь больному с отеком ноги или руки после инсульта?

Особенности дизартрии

При дизартрии ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция. Как правило, у взрослых болезнь не приводит к распаду речевой системы. Оно часто сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Более чем в 70% случаев она возникает в результате инсульта. К основным признакам дизартрии относятся:

затруднения подвижности органов артикуляции;

нарушения плавности речи (постоянные запинки);

неразборчивая и смазанная речь;

проблемы с темпом речи (замедленный или ускоренный);

однообразие интонирования (монотонная речь);

изменения тембра голоса.

Различают несколько форм дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую, подкорковую и корковую. Каждая из них связана с определенной локализацией мозгового повреждения. Для восстановления речи требуется помощь логопеда. Он проводит диагностику, чтобы выявить, какие именно аспекты речи нарушены, составляет индивидуальную программу терапии.

Особенности артикуляционной диспраксии

Артикуляционная диспраксия представляет собой расстройство, при котором мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но нарушены движения и координация, позволяющие воспроизводить звуки (произношение невнятное). Возникают проблемы с запоминанием следующего движения в последовательности, что приносит много неудобств в повседневной жизни.

Люди с диспраксией могут говорить непрерывно, и повторяясь. Обеспечить содержание и последовательность языка зачастую очень непросто. Речь часто не четкая, темп и тон не удается полностью контролировать. Для лечения прибегают к комплексному подходу.

Основные способы восстановления речи

В результате острого нарушения кровообращения человек учится общаться заново. Это трудоемкий и долгий процесс. Во время реабилитационного периода важна слаженная работа врачей и семьи пациента. Чтобы он быстрее восстановился, его близким родственникам стоит набраться терпения и соблюдать следующие правила:

Не забывайте давать понять близкому человеку, что он дорог и важен.

Максимально поддерживайте человека, показывайте полную уверенность в скорейшем выздоровлении, отмечайте его прогресс.

Регулярно разговаривайте, рассказывайте все последние новости.

Во время лечения пациенту очень важна ваша поддержка и участие. Вы можете вместе с ним слушать его любимую музыку, смотреть фильмы, читать книги.

Рассмотрим подробнее основные способы восстановления речевой функции.

Тренировки с логопедом

Большую роль в процессе реабилитации играет логопед. Он проводит тестирование, оценивает состояние пациента и занимается вместе с ним подходящими упражнениями. Специалист присутствует на каждом сеансе, помогает пациенту и контролирует правильность техники. В дальнейшем постоянное наблюдение логопеда не требуется, пациент может тренироваться самостоятельно. Важно придерживаться следующих правил:

задания выполняйте постепенно, начиная с простых и переходя к более сложным;

обязательно избегайте переутомления (если пациент устанет, тренировка будет закончена);

сохраняйте регулярность занятий (оптимальная частота занятий – 5-7 раз в неделю по полчаса).

Задача работы логопеда заключается в вовлечении различных областей мозга в процесс управления речью. Используют сразу несколько комплексов, которые направлены на восстановление:

фонетические. Они требуются для улучшения контроля мимики. На занятиях повторяют отдельные звуки и слова;

наглядные. Если диагностирована сенсорная афазия, то на занятиях используют карточки с картинками и специальные пособия, которые побуждают находить последовательности;

семантические. Они требуются для стимулирования активного мышления. На занятиях ему предлагают продолжить начатую фразу или вступить в импровизированный диалог на конкретную тему.

Массаж

Помимо проблем с речью у людей, которые пережили острое нарушение кровообращения, появляется ряд других осложнений, в частности, обвисание мягких тканей (щек, уголков рта), нарушение жевательной функции и избыточное слюноотделение.

Благодаря сеансам специального массажа удается восстановить тонус лицевых мышц, существенно улучшить мимику. В результате пациенту будет намного проще выговаривать слова. Найти необходимые точки для массирования может только специалист. Он точно знает, какие участки стоит тонизировать, а какие, напротив, расслаблять.

Кроме массажа лица человеку назначают массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Благодаря комплексному подходу удается снять скованность мышц, улучшить речь.

Артикуляционные упражнения

Позволяют восстановить речь после инсульта упражнения, которые будут назначены в индивидуальном порядке. Их основная задача – улучшить контроль над мимикой, языком и губами. Упражнения для развития мышц языка могут выглядеть следующим образом:

движение языка по кругу;

ведение языка по небу;

прикусывание расслабленного языка;

высовывание языка, направляя сначала к одному уголку рта, затем к другому;

ведение кончиком языка по небу в разные стороны.

Упражнения для губ включают улыбку с не разжатыми губами, складывание губы трубочкой, вытягивание вперед, надувание щек и перекатывание воздуха из одной стороны в другую.

Упражнения для правильного и четкого произношения включают попытки произнести поочередно согласные (сначала глухие, затем звонкие), потом гласные (с перетеканием одного звука в другой).

Упражнения для мимики: включают открытие рта широко (держат несколько секунд и расслабляют), поднятие, опускание и расслабление бровей, складывание губ в трубочку, вытягивание языка в разные стороны.

Эти упражнения не универсальны, для каждого пациента врач разрабатывает план в индивидуальном порядке. Существует множество подобных упражнений. Их следует выполнять в присутствии логопеда. Чтобы быстрее добиться положительного результата, рекомендуется выполнять упражнения регулярно.

Брюшное дыхание

Брюшное дыхание (диафрагмой) позволяет увеличить объем вдыхаемого воздуха, улучшить насыщение клеток кислородом. В результате нормализуется работа сердца, стабилизируется давление, уходит чувство тревоги.

Методику с дыханием проводят под контролем специалиста. Существует много упражнений, одно из которых может быть таким: в удобном горизонтальном положении делают глубокий вдох через нос, а после медленно выдыхают через рот. Такое упражнение повторяют несколько раз, а затем немного усложняют. Для этого добавляя при выдохе произносят по очереди несколько звуков:

Оптимальное число повторений устанавливает специалист.

Лекарственная терапия

Помимо упражнений, еще одна важная составляющая реабилитационного периода – лекарственная терапия. Одну из ключевых ролей играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт значительно ухудшает работу мозговых клеток, поэтому врачи назначают средства, которые стимулируют их функционирование. В зависимости от характера поражения дополнительно выписывают разные группы препаратов для восстановления речи после инсульта. К ним относятся:

Антигипертензивные препараты (ингибиторы АПФ) для купирования сильного скачка артериального давления.

Антидепрессанты для борьбы с хроническим стрессом и плохим настроением.

Читайте также:
Что делать, когда болит голова: основные причины, эффективные методы лечения

Ноотропы для стимулирования регенерации, улучшения памяти, помощи в восстановлении функционирования клеток мозга.

Седативные препараты для снятия эмоционального напряжения и нормализации сна.

Антикоагулянты для снижения вязкости крови и предупреждения образования тромбов.

Лекарственные средства помогает значительно снизить степень тяжести нарушений, но они не в состоянии полностью восстановить утраченные функции. Положительный результат будет только в комплексном подходе к решению проблемы (за счет сочетания с другими способами терапии).

Музыкотерапия

Музыка воздействует на множество мозговых секторов одновременно, что позволяет ей «пробиваться» к сознанию человека даже тогда, когда все остальное не работает. Некоторые пациенты после инсульта не в состоянии нормально говорить, произносить отдельные слова, однако у них получается петь. В таких ситуациях особенно полезны занятия по восстановлению утраченной речи в формате пения.

Музыка хорошо способствует возвращению к движениям после инсульта. Есть научные доклады о том, что у людей, которые проходили реабилитацию с занятиями по игре на музыкальном инструменте, изменялась деятельность сенсорной коры головного мозга, заметно улучшались двигательные функции. Прослушивание музыки во время реабилитационного периода – полезное занятие, которое стимулирует работу головного мозга.

Кроме того, музыка вызывает чувство радости и расслабляет. Справиться с сильным стрессом или тревогой удается благодаря прослушиванию спокойной мелодии. Считается, что это очень полезно в реабилитационный период после инсульта. Из-за невозможности свободно управлять конечностями, люди часто испытывают чувство подавленности и злости. Успокаивающая мелодия будет уравновешивать эмоции, что позволит предотвратить психоэмоциональные расстройства.

Иглорефлексотерапия

Иглорефлексотерапия (иглоукалывание) – популярная методика древней китайской медицины. Она основана на стимуляции рефлексогенных зон посредством специальных игл. Иглорефлексотерапия эффективна при обеих формах инсульта: ишемической и геморрагической. Ее могут назначить, если у пациента развилась моторная афазия, чтобы улучшить общее состояние организма, стимулировать сердечную и мозговую деятельность, восстановить двигательные функции. Противопоказания к проведению минимум – новообразования злокачественного характера, острые инфекционные патологии, эпилепсия и обострение хронических заболеваний.

Процедуры назначают курсами по 6-10 сеансов с небольшим интервалом. Индивидуальную лечебную схему разрабатывает врач-рефлексотерапевт.

Как долго идет восстановление речи после инсульта

Период восстановления речи, как правило, начинается на 7-10 день после инсульта (возможно в случае, если пациент находится в стабильном состоянии). Но иногда бывают ситуации, когда пациент не в состоянии начать заниматься с логопедом спустя 3-4 недели. В любом случае к восстановлению стоит приступить не позднее, чем через 6-8 недель, иначе восстановить нарушенные функции будет намного сложнее.

Восстановление речи в комплексе реабилитационной программы после инсульта проходит достаточно медленно. В соответствии с формой афазии, тяжестью клинического случая, она может занять несколько недель и даже месяцев. Зачастую бывает так, что артикуляция возвращается пациенту рывками: долгое время положительных результатов упражнения не приносят, но в один день резко речь заметно улучшается.

Заранее предоставить точный прогноз по срокам восстановления речи проблематично (индивидуален для каждого пациента). Реабилитация является строго постепенным и поэтапным процессом Длительность всех этапов для каждого пациента индивидуальна: одним хватает нескольких недель, а другим требуется ни один год. Как показывает практика, у большинства пациентов речевые способности заметно улучшаются через 3-4 месяца после регулярных занятий. Однако весь период восстановления занимает от 3 до 5 лет.

Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

К основным преимуществам относятся: собственный штат сиделок, возможность совместного пребывания с родственниками, разнообразное питание, круглосуточное наблюдение, занятия по 5-6 часов в день.

Опытные специалисты Юсуповской больницы практикуют лечение потери речи при инсульте. Предварительно предусмотрена полноценная диагностика для выявления тяжести нарушений и оценки общего состояния здоровья. Для этого часто используют современное оборудование (назначают компьютерную (КТ) и магнитно-резонансную томографию (МРТ)).

В соответствии с тяжестью клинического случая врачи разрабатывают подходящий метод восстановления. Обследования необходимы как перед началом лечения, так и для последующего наблюдения, отслеживания динамики. В штате Юсуповской больницы опытные врачи-неврологи, логопеды, массажисты и инструкторы ЛФК. Благодаря высокой квалификации специалистов и индивидуальному подходу удается значительно сократить сроки пребывания в стационарном отделении. Для записи на прием можно позвонить по указанным на сайте номерам или оставить заявку в онлайн-режиме.

Реабилитация после инсульта

В России около 500 тыс. пожилых людей страдает от инсульта – внезапного нарушения мозгового кровообращения. Повреждения головного мозга связаны с риском человека остаться инвалидом. Каждый участок мозга отвечает за конкретную область деятельности организма. Выстраивается цепочка патологий: нарушение в головном мозге влечёт за собой нарушение речи, памяти, двигательной способности. Помощь при приступе должна быть оказана немедленно. В ином случае начнутся необратимые последствия. Рассмотрим виды и последствия инсульта, способы и сроки реабилитации, возможности восстановления в домашних условиях.

Виды инсульта

Кровеносная система человека разносит кислород, гормоны и полезные вещества, насыщая питанием клетки организма. При инсульте движение крови по цикличному кругу прекращается.

Если нарушение в головном мозге происходит из-за закупорки кровеносных сосудов сгустками крови, оторвавшимися тромбами, то констатируют ишемический инсульт.

Разрыв сосудов и излияние крови непосредственно в мозг приводит к геморрагическому инсульту. И в том, и в другом случае, клетки, своевременно не получая питание, начинают отмирать. Тромбы не обязательно образуются в самом мозге. По кровеносной системе они приносятся от периферических участков тела.

Ишемический инсульт носит название инфаркта головного мозга. Заболевание развивается преимущественно ночью, возникает на фоне хронических патологий:

  • сахарного диабета;
  • перенесённого инфаркта миокарда;
  • сердечной недостаточности.

Геморрагический инсульт диагностируют у людей в возрасте от 45 до 60 лет. Приступ может начаться неожиданно, днём, после физического или психического перенапряжения. Такие больные в своём анамнезе имеют гипертоническую болезнь, атеросклероз сосудов головного мозга.

Первые несколько минут происходят без симптомов. Затем человек чувствует:

  • головокружение;
  • потерю зрения;
  • слабость в руках и ногах по одной стороне тела;
  • резкую боль в голове;
  • потерю координации движений.

В таких ситуациях не стоит думать, что симптомы временные и скоро пройдут. Если они не ярко выражены, и у окружающих остаются сомнения, для диагностики используют приём трёх действий.

Читайте также:
Рецидив инсульта: как предотвратить повторный мозговой удар

Приём трёх действий:

  1. Просят пострадавшего показать зубы. При инсульте наблюдается асимметрия уголков рта. Одна сторона остаётся неподвижной;
  2. В положении сидя просят поднять руки под углом 90°, а в лежачем положении под углом в45°. В инсультном состоянии одна рука постоянно опускается;
  3. Просят повторить простую фразу. При инсульте речь невнятная, замедленная, «спотыкающаяся».

При выявлении даже одного из симптомов, вызывают неотложную помощь. Чем раньше больной поступит в больницу и начнётся лечение, тем меньшая область головного мозга пострадает.

Наши цены

Лечение инсульта с частичной парализацией

социальная реабилитация
занятия ЛФК
фармакотерапия
восстановление двигательных функций

Уход за больными после инфаркта миокарда

контроль артериального давления
диетическое питание
контроль приема лекарств
лечебная физкультура

Массаж для пожилых после инсульта

улучшение циркуляции крови
повышение мышечного тонуса
общее расслабление
уменьшение спазмов мышц

Сиделка для пожилых после инсульта

регулярное измерение АД
сестринский уход
диетическое питание
занятия ЛФК

Последствия инсульта

После перенесённого инсульта у больного появляется ряд нарушений неврологического характера.

Наиболее тяжёлым последствием является полный паралич. Пожилой человек остаётся обездвиженным на всю оставшуюся жизнь. При частичном параличе обездвиженными оказываются одна сторона тела или отдельные его части: нога, рука. Потеря чувствительности в одной руке или ноге называется парезом, в двух конечностях парапарезом, в нижних и верхних конечностях одновременно – тетрапарезом. Паралич может затронуть отдельные мышцы в конечностях. Тогда они сгибаются не полностью, или сгибаются-разгибаются, но пальцы остаются непослушными.

Патология речи – следующая проблема, с которой сталкиваются после инсульта пенсионер и его родственники. У каждого третьего возникает дизартрия – нарушение звукопроизношения. Речь становится глуховатой, невнятной. Даже после короткого высказывания больной задыхается и ему трудно глотать. Отмечаются и другие речевые дефекты: больной слышит речь и может говорить, но не понимает смысл высказываний, путается в словах, подменяет одни звуки другими.

Когнитивные нарушения проявляются в виде потери памяти и интеллектуальной недостаточности. Пожилые забывают названия предметов, сохранив представление о них. Не усваивают новую информацию. При этом могут помнить события далёкого прошлого. Больным сложно делать элементарные математические расчёты, они теряют логику рассуждений. Не сразу понимают суть задания, нуждаются в подсказках от окружающих.

Болезнь сопровождается психическими расстройствами. Пенсионеры испытывают тревогу по поводу своего будущего, переживают, что не смогут вернуть утраченные навыки. Понижается самооценка. Негативные эмоции вызывают отчаяние и приводят к депрессии.

Врачи рекомендуют после преодоления острого периода, как можно раньше начать реабилитацию больного. В таком случае у него есть шанс восстановить все утраченные навыки и быстрее вернуться к самостоятельной жизни.

Реабилитация после инсульта: сроки и способы

Период восстановления после инсульта зависит от возраста человека, степени поражения головного мозга, полученных повреждений. Если задет небольшой участок мозга, больной через несколько недель возвращается к обычной жизни. При тяжёлых патологиях понадобится до трёх лет с условием регулярных занятий по развитию памяти, речи, двигательной активности, мышления.

Функция движения

После перевода больного из реанимации в обычную палату, ему некоторое время нельзя вставать. Но двигательную терапию проводят даже с лежачим пациентом. Задача реабилитологов на первом этапе восстановления: помочь организму «вспомнить» движения. Используется пассивная гимнастика.

Если потеря чувствительности значительная, движения делают за самого больного:

  • сгибают руку в локтях;
  • сгибают ногу в колене;
  • поднимают конечности;
  • вращают кисти;
  • сжимают и разжимают кулаки;
  • вращают стопы.

Чтобы к мышцам тела больного вернулся здоровый тонус, в медицинскую программу реабилитации входят массаж и физиотерапия.

Назначение процедур:

  • снижение болевого синдрома;
  • снятие мышечного тонуса;
  • усиление кровотока в парализованных частях тела;
  • уменьшение отёков;
  • нормализация сна.

Курс массажа начинают на второй день после перевода из реанимации, если состояние пожилого человека удовлетворительное. Физиотерапию назначают через 2-3 недели.

При парезе конечностей, пациента не сразу ставят в вертикальное положение. Сначала он обучается навыкам передвижения ног, сидя или лёжа в кровати. На следующем этапе пенсионер пробует самостоятельно присаживаться, помогая себе руками. При положительном результате, больной учится вставать с кровати.

В стационаре ему помогают медицинские работники. Пожилого человека вначале учат ходить, держась за шведскую стенку, затем с использованием четsрёхножных ходунков, постепенно переходят к опоре на трость.

Параллельно проводятся занятия с эрготерапевтом по обучению самообслуживанию. Больной заново учится:

  • одеваться;
  • умываться;
  • обуваться;
  • принимать пищу;
  • пользоваться туалетом;
  • принимать гигиенические процедуры.

Речевая функция

Возвращение речи инсультному больному – целенаправленная работа, которая может продолжаться несколько лет. Родственникам пожилого человека нужно помнить, что спонтанно функция не вернётся. Восстановлением способности говорить и понимать речь занимается логопед-афазиолог.

Логопед выясняет типы речевых проблем, исследует уровень нарушения звукопроизношения, чтения, письма, артикуляции. Проверяет состояние нёба, работу мышц языка, функцию глотания и фонации (голосового звучания).На основе диагностики составляет индивидуальную программу восстановления. Упражнения сочетаются с лекарственной терапией. Занятия со специалистом должны проводиться ежедневно, продолжительность одной сессии составляет 20-45 минут.

Занятия логопеда после инсульта на дому

Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.

Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.

Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта

Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:

  • Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
  • Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
  • При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
  • Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
  • При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
  • После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса.
Читайте также:
Последствия, шансы выжить после обширного ишемического или геморрагического инсульта

Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии. Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.

Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

  • Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
  • Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
  • В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
  • Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
  • Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
  • В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
  • В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.

Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

  • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
  • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
  • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
  • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
  • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.

Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

Дата публикации: 08.07.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Логопед после инсульта

Классификация нарушений речи после инсульта

По степени тяжести нарушения подразделяются на легкие, средние и тяжелые. Существует также классификация в зависимости от месторасположения и размера пораженной зоны.

Первый вид – моторная афазия, подразделяется на:

Афферентную, которая характеризуется распадом отдельных артикуляционных поз (в медицине их называют артикулями), проявляется поиском артикуляции при разговоре.

Эфферентную, когда речь больного разорвана, человек останавливается на некоторых кусках высказываний. Хотя звуки даются легко, слова и фразы даются сложнее.

Сенсорную, подразумевающую расстройство фонематического слуха, т.е. звуки больным воспринимаются каждый раз по новому, искаженно, как бы смешиваясь между собой.

Второй вид – динамическая афазия, который характеризуется аспонтанностью и инактивностью речи. Больной имеет бедный словарный запас, отвечает односложно.

Третий – амнестическая афазия, когда человек не может воспринимать информацию на слух из-за уменьшения объема запоминания.

Четвертый – семантическая афазия. Больной не воспринимает сложные с логической и грамматической стороны речевые обороты.

Описание логопедических занятий при инсульте

Работает правило: «чем раньше начать, тем лучше». Если лечащий врач разрешит, занятия можно начать уже в отделении реанимации. Логопед в зависимости от состояния больного определяет, какие упражнения ему подойдут, оптимальную продолжительность урока, корректирует программу по мере усвоения материала. Обязательно проводить восстановление речи в совокупности с приемом специальных медикаментов (ноотропов).

Длительность занятия 20-45 минут в зависимости от скорости утомляемости больного. При негативных проявлениях урок уменьшается до 10 минут. Частота занятий определяется специалистов в зависимости от степени нарушения речи.

Срок восстановления речи после инсульта напрямую зависит от типа и тяжести афазии. При легких нарушениях улучшение наступает через 2-4 недели занятий, а выздоровление – через 1 год. При афазии средней тяжести восстановить речь получается через 2-3 года непрерывной работы. При тяжелых – потребуется от полугода до нескольких лет с привлечением нейропрсихолога. Логотерапия не всегда помогает восстановить речь в полной мере, поскольку повреждение мозга обратить нельзя.

Читайте также:
Что делать, когда болит голова: основные причины, эффективные методы лечения

Курс лечения афазии

Курс лечения для восстановления речи после инсульта делится на несколько этапов.

Диагностика нарушений речи

Логопед ставит окончательный диагноз после 1-2 недель. В ходе диагностики он обращает внимание на способность изъясняться, степень понимания обращенной к больному речи. Если у пациента отмечаются нарушения речи средней или легкой тяжести, логопед приступает к более детальному анализу отклонений для выяснения типа афазии.

степень четкости речи;

наличие заикания, застревания на некоторых звуках, предрасположенности к замене одного звука на другой;

возможность запоминания слов;

наличие склонности использования словоформ не к месту;

степень восприятия и составления логико-грамматических конструкций и т.п.

На основании полученных данных логопед намечает основную программу и подбирает комплекс упражнений для восстановления речи после инсульта. При необходимости дает рекомендации о привлечении других специалистов. Логопед будет выдавать задания для закрепления материала дома.

Первый этап лечения

Логопед выстраивает общение с пациентом так, чтобы он начал обрабатывать обращенную к нему речь. Специалист обращает внимание на общее состояние больного, чтобы устранить «периоды молчания». Каждые 15 минут (варьируется специалистом) пациенту задается короткий вопрос. Фраза произносится медленно, удерживается зрительный контакт. Вопрос мотивирует не только выслушать, но и дать ответ, не ограничиваясь жестом. Например: «Вы будете пить сок или воду?».

Работа с карточками – следующий шаг. Логопед показывает изображения привычных предметов и объектов, а пациент должен назвать их. Усложненное упражнение – выбрать название среди нескольких вариантов. Далее показывают фотографии из фотоальбома, а больной называет, кто на них изображен.

В продолжение упражнений на называние идут буквы и цифры. Перед человеком раскладывают карточки в произвольном порядке с буквами или цифрами. Их число и размер определяет логопед в зависимости от общего состояния больного и тяжести афазии.

Далее специалист учит пациента оперировать словами из вопроса. Ему нужно составлять ответ из них, меняя местами либо повторяя нужные.

Рядам также уделяется внимание во время занятий. В большинстве случае большой может воспроизвести алфавитный порядок, последовательность дней недели, месяцев. Поэтому логопед просит воспроизвести ряд в обратном порядке, что заставляет задуматься.

При отсутствии нарушений в навыках чтения и письма их специалист использует в терапии. Человека он просит в медленном темпе прочитать отдельные слова, предложения, абзацы. Затем задает наводящие вопросы, чтобы пациент рассказал суть прочтенного материала.

Второй этап лечения

После улучшения в состоянии речи после инсульта занятия усложняются. Сначала работают над восстановлением связей между словами и образами, исправляют нарушения номинации и внутренней речи, учат сохранять заданную речевую конструкцию в естественном порядке, самостоятельно строить фразы.

Занятия с картинками усложняются. Теперь нужно не только назвать, что изображено. Следует выбрать из нескольких вариантов правильное название объекта или выполнить изображенное действие. Затем пациент выбирает карточки к заданному слову и наоборот.

Продолжается работа с составлением ответа из слова вопроса. Добавляют сюжетные картинки и серии изображений с последовательным сюжетом. Пациент должен составить рассказ из заданного логопедом числа слов и предложений.

Дается задание на подбор слов в соответствии с определенным признаком. Ведется работа над ритмом речи, темпом повествования и интонацией. Подключаются схема предложений. Пациенту предлагается составить план своего ответа, пересказать текст разной сложности сначала со словами и картинками-подсказками, затем (по мере усвоения) повышается уровень самостоятельности. Продолжается работа с написанием и чтением текстов, как под диктовку логопеда, так и самостоятельно.

Далее ведется работа над пониманием речи и восстановлением контроля своей речи, пространственных представлений. Логопед помогает конструировать и воспроизводить выданные эталоны речи, классифицировать и сортировать слова по их назначению, строить речь при использовании опорных слов определенного пространственного значения, предлогов и союзов. С больным ведется работа, направленная на развитие способности толковать смысл слов, совершать счетные операции, сочинять на заданную тематику, выполнять разной сложности инструкции.

Затем перед логопедом стоит задача скорректировать произношение путем устранения инертности в речи, исправления артикуляционных дефектов. Специалист работает над темпом, ритмом и интонацией больного, вербализацией его действий, речевыми рядами, восстанавливает артикуляционные уклады.

В заключение второго этапа логопед работаем над устранением дефектов в навыках счета, чтения и письма. Пациент должен не только узнавать, но и называть буквы и цифры, выполнять звуковой и буквенный анализ по предложенным схемам, читать и анализировать прочитанное. Ведется работа над восстановлением письменных навыков.

Задания на дом при лечении нарушений речи

Часто логопед оставляет рекомендации и упражнения для закрепления итогов занятий. Их нужно выполнять, но, придерживаясь ряда правил:

  • Не нужно воспринимать нарушение речи, как психическое отклонение.
  • Старайтесь вовлекать больного в разговор. Неважно, молчит ли он, либо говорит очень неразборчиво. Отказ от общения с ним приводит к тому, что речь не восстанавливается.
  • Показывайте любимые программы, включайте радио или музыку, мотивируйте подпевать, пусть даже звуками.
  • Нельзя прерывать занятия при отказе родственника отвечать на вопросы или заниматься. Переключитесь на упражнения, направленные на понимание речи.
  • Категорически запрещено ругать за лень. После инсульта чаще всего у больного начинается депрессия, что приводит к снижению желания быстрее восстановиться.
  • Не прерывайте попытки человека высказаться, пусть это и занимает много времени. Договаривать за него нельзя.
  • Разговаривайте с больным короткими фразами в неспешном темпе. Если требуется, повторяйте сказанное, сопровождая речь рисунками или жестами. Это обусловлено тем, что зачастую люди после приступа почти (или совсем) не воспринимают обращенную речь.
  • Занятия проводить в полной тишине один на один.
  • Не стоит выдерживать определенное время одного занятия. Смотрите на нынешнее состояние родственника, степень его утомления.

Восстановление речи после инсульта требует усилий, однако при четком соблюдении всех рекомендаций пожилой человек сможет добиться существенных результатов.

Читайте также:
Алгоритм оказания первой помощи при инсульте до приезда скорой

Восстановление после инсульта: советы, рекомендации, особенности

К великому сожалению, в наше время инсульты происходят слишком часто. В современной медицине есть действенные методы лечения, которые спасают людей от смерти. Но что делать потом, после спасения? Жизнь после инсульта меняется существенным образом. Некоторые люди остаются инвалидами до конца своих дней, кто-то же предпринимает попытки восстановить утраченные функции. В основном имеются в виду нарушения движений, памяти, речи. При поражении небольшого участка головного мозга человек быстрее возвращается к привычной жизни, значительные улучшения можно наблюдать через несколько недель. В любом случае необходимо приложить немало усилий, чтобы реабилитационный период прошел эффективно. Важно придерживаться главного принципа: никогда не сдаваться и систематически тренировать речь, тело. При этом не обязательно находиться на стационарном лечении. Все тренировки можно выполнять в домашних условиях. Тем более что дома и стены помогают.

Согласно статистике, в постоянном уходе нуждаются 5-6% людей, перенесших инсульт. Но у всех есть шанс на быстрое и полноценное восстановление.

Почему люди после инсульта не хотят выздоравливать?

Успех реабилитации зависит от настроения больного. Люди, перенесшие инсульт, могут казаться безразличными к своему здоровью. Очень часто они становятся раздражительными, агрессивными, плаксивыми. Без особого желания выполняют рекомендации врача и больше предпочитают лежать, смотреть телевизор. Но при таком подходе надеяться на быстрое восстановление не приходится. Близким и родным необходимо собрать всю волю в кулак, чтобы успешно побороть последствия недуга. Кому-то достаточно понимания того, что капризы больного — это не результат лени или вредности характера, а следствие поражения определенных зон головного мозга. Поэтому первостепенная задача близких людей заключается в помощи больным преодолеть нежелание заниматься.

Реабилитационный период может длиться долго, поэтому и больному, и его родным нужно набраться терпения. Эффективность проводимых процедур зависит от их систематичности и качественного выполнения.

Реабилитационная программа и ее особенности

Восстановлению после инсульта способствует выполнение целого комплекса разных мероприятий:

  • профессиональный массаж и специальная физкультура;
  • работа по восстановлению памяти, речи;
  • помощь психологического и социального плана;
  • профилактика возможных осложнений, которые бывают после инсульта.

Согласно рекомендациям врачей, с больным нужно заниматься 1-2 раза в день при условии хорошего самочувствия. Для выполнения определенных физических упражнений и упражнений, направленных на восстановление памяти, речи, достаточно занятий по 35-40 минут. Что делать, если человек чувствует слабость, у него одышка, головокружение, повышенное давление? Не стоит вовсе отказываться от занятий. Достаточно сократить их до 10-15 минут.

Старайтесь чаще вносить разнообразие в свои тренировки. Если больной уже встаёт и передвигается, предложите ему походить по траве, песку, камням и прочим неровным поверхностям. Спустя время можно будет перейти к подъему на пригорок или даже к покорению лестницы. Главное, не торопите события. Для прогулки следует выбирать ортопедическую обувь или высокие ботинки, в которых стопа хорошо фиксируется.

Каждый день обучайте близкого человека чему-то новому: держать ложку, застегивать молнию, обуваться, включать и выключать кран, отвечать на телефонный звонок и так далее. Очень важно помогать ему. Но не стоит пытаться выполнять работу за него, если вы не хотите помешать восстановительному процессу.

Важный момент! Реабилитационный период должен проходить в спокойной атмосфере. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте, когда человек пытается что-то сделать самостоятельно. Разлил воду? Разбил тарелку? Ничего страшного, с улыбкой решите проблему и продолжайте обучение. Людям, которые перенесли инсульт, жизненно необходимо чувствовать себя нужными. Поэтому смело можете привлекать их к выполнению несложной работы по дому.

Особенности восстановления двигательной функции после инсульта

Двигательные нарушения по праву считаются одним из страшных последствий инсульта. Выражаются они в частичном или полном обездвиживании ног, рук.

Среди основных методов, используемых для восстановления двигательных функций, следует назвать:

  • электростимуляцию — физиотерапевтический метод, в основе которого лежит воздействие импульсным электрическим током на организм;
  • лечебную физическую культуру (ЛФК);
  • массаж;
  • биологическую обратную связь — метод, суть которого заключается в «возврате» больным значений физиологических показателей (информация выводится на экран компьютера).

Идеальное решение — совмещать несколько методов. При любом подходе не нужно утомлять больного продолжительными процедурами, интенсивными тренировками. Нагрузку стоит увеличивать постепенно.

Не помешает легкая перепланировка квартиры. Специально оборудованные поручни, как и стульчики для опоры, облегчат жизнь больному.

Особенности восстановления речи после инсульта

Расстройство речи препятствует адекватному восприятию происходящих событий. Поэтому утраченную функцию следует постараться вернуть максимально быстро. Нужны и регулярные занятия, и постоянное общение. В идеале с больным должен заниматься логопед. Специалист знает, какие упражнения, методики следует выбрать в том или ином случае.

Различают два вида афазии (нарушения речи):

  • Моторная — человек хорошо понимает речь, но сам говорит с большим трудом, ему сложно формулировать мысли, есть проблемы с чтением и письмом.
  • Сенсорная — переживший инсульт не способен воспринимать речь, не контролирует свою речь, произносит бессвязные слова; может читать (чего нельзя сказать о письме), но не понимает прочитанное.

Практика показывает, речь после инсульта восстанавливается лучше и быстрее у тех, с кем начали заниматься сразу после выписки домой. Со временем реабилитационный процесс существенно замедляется.

Опытные медики предлагают использовать стволовые клетки. Подобная терапия дает больным силы на выздоровление, вызывает у них желание действовать.

Логопеды используют в своей работе специальные карточки, лото для детей, букварь, язык жестов и т.д.

Родные могут помочь больному следующим образом:

  • стараться с ним постоянно общаться;
  • говорить спокойно, без спешки, не повышая голос;
  • задавать разные вопросы, разучивать скороговорки, петь песни;
  • читать публикации в газетах, журналах вслух и просить их пересказывать.

Как бы ни складывалась ситуация, про обсуждение речевых и двигательных проблем в присутствии больного стоит забыть. Ваша задача: подбадривать человека, вместе отмечать маленькие достижения. И тогда все обязательно получится!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: